Нюансы проведения психоанимационных сеансов
Если у моего пациента во время работы с тем или иным символ-образом возникают трудности и он не знает – как и с помощью каких инструментов эту ситуацию изменить в желаемую сторону, то я всегда говорю стандартную фразу: «В этом мире, в котором вы сейчас находитесь, все зависит только от вас - от того, что вы считаете возможным или невозможным для себя? Поэтому хорошо подумайте и найдите нестандартный, творческий вариант изменения этой ситуации в желаемую сторону». Потом, уже после сеанса я провожу своеобразную мини-лекцию приблизительно такого содержания: «Меняя этот символ-образ, приводя его не только к терпимому, но и хорошему, вы даете образные самовнушения для бессознательного: сделать то-то и то-то, начать взаимодействовать с внешним миром так-то и так-то, относиться к тому-то и тому-то так-то и так-то. И через это сделать все так, чтобы обстоятельства внешнего мира изменились. На самом деле все в этом мире зависит только от тебя, от того как ты мыслишь! Как ты мыслишь, как ты относишься к окружающему и к окружающим – так ты и действуешь. Как действуешь – так и живешь! Случайностей в мире не бывает – случайность – это псевдоним Бога, когда он не хочет подписываться своим именем. Когда ты через изменение образов даешь команды бессознательному, ты в результате меняешь алгоритмы своего поведения. И оно меняется!»
В качестве иллюстрации приведу недавний пример работы со своим старым пациентом. Я лечил Николая от бронхиальной астмы в возрасте 9 лет. Сейчас ему 13 лет и все эти годы приступов уже не было. Но появились подростковые проблемы…. И особенно нежелание напрягаться, не желание учиться, компьютер……
И я ему предложил представить, что он стоит в заколдованном круге.
Он захотел взорвать его. Я ему возразил, сказав, что столь грубые формы работают только с материальными объектами. А заколдованный круг - это ментальная вещь. Ее не разрушишь так. Придумай что-нибудь нестандартное, творческое. Он решил из него телепортироваться куда подальше. Я ему возразил, что так нельзя - надо знать конкретно куда?Он сказал, что хочет переместиться в Эйфелеву башню, в ресторан на втором уровне, где он был с родителями. Затем я ему сказал, что, скорее всего, надо придумать какое-либо заклинание. Оно должно быть четким и вовсе не обязательно похоже на «классические» заклинания из сказок. Он сказал: «Я хозяин своей жизни и управляю своими возможностями! И я переношусь на Эйфелеву башню!» И он оказался на ней.
Я, конечно же, пока не имею обратной связи. Но уверен, что через эту работу он дал команду бессознательному: «Если я хочу добиться многого в жизни (и позволять себе обедать в лучших ресторанах мира) я должен вырваться из круга лени!»
Уважаемые коллеги! Всем вам, конечно же, известны результатыисследований эффективности тех или иных психотерапевтических технологий. И попытки понять – какая же из них самая лучшая?Известно, что таковая не была найдена. И даже если теоретические основы метода были буквально абсурдны, находилось большое количество людей, которым она помогала. Но четко было понято одно – эти методы ОЧЕНЬ хорошо работали в руках создателя. А у последователей это постепенно деградировало до полной неэффективности.
Мне представляется, что это связано или с полной верой психотерапевта в эффективность метода и правильность теории. Или же с сомнениями последователей. Обычно создатель метода абсолютно верит в то, что теоретические основы правильные и метод эффективен. И когда он делает те или иные манипуляции он уверен: «Вот сделаю так – и все будет хорошо!» И у него ДЕЙСТВИТЕЛЬНО все получается на «Ура!»
В этом контексте мне хочется вернуться к обоснованию эффективности Психоанимационной терапии. Наверное, уважаемые коллеги, вы не будете спорить с тем, что теоретические основания метода вполне основательные и надежные. Отличие от КИП и Символдрамы в том, что создаются цепочки символ-образов и не проводится психоаналитическая интерпретация рисунков.
Также важнейшим теоретическим отличием ПАТ является положение о том, что работая с образами и меняя их на лучшие и желаемые, пациент дает своему бессознательному образные самовнушения. И даже если он знает – что означает символ-образ и работа с ним (а каждый мой пациент это знает, так как перед началом лечения он читает мою книгу «Психотерапия 21 века», в которой подробно рассказано Лейнеровское понимание значения мотивов), эти образные самовнушения работают.
Но, уважаемые коллеги! В контексте вышеизложенных рассуждений об эффективности того или иного метода психотерапии очень важно чтобы вы знали и думали – с чем и с какой проблемой вы в данный момент работаете?
Если вы, давая символ-образ «Цветок», думаете что работаете с любовью человека, то работа пациента с цветком будет его работой с любовью. Если вы думаете, что это человек и его отношение к себе, то образ, с которым вы будете работать, будет для пациента этим.
В этом контексте очень важно – какого развития образа, какой работы с образом и какого результата вы ждете от пациента? И, зная его анамнез, вы своими словами будете подталкивать работу пациента в ту сторону, в которую нужно по вашему плану лечения. В этом случае эффективность вашей работы РЕЗКО увеличится!
Во время сеанса работы с символ-образом образуется единое пространство между сознанием психотерапевта и пациента – на словесно-ментальном уровне. И точно так же образуется единое пространство между бессознательными – на телепатическом уровне.
То есть нельзя дать человеку символ-образ и в этот момент думать о чем-то другом – о своих проблемах, другом пациенте и так далее и тому подобное. А он, мол, пусть сам работает. И чем лучше, уважаемые коллеги, вы будете понимать все эти механизмы и чем более активно и с интересом вы будете руководить процессом работы пациента, тем больших результатов добьетесь. И тогда и у вас будет все получаться как у меня. А у меня эта работа получается очень хорошо – вы примеры моей работы видели и на сайте и в книге.