Новые нюансы работы в психоанимации.
Уважаемые коллеги!
Я уже говорил ранее, но еще раз повторю – большое, чуть ли не определяющее значение для достижения успеха в работе с символ-образами, имеют ваши установки. Ваше понимание - каков механизм действия работы с символ-образами?, принципиально важен. Если вы считаете, что процесс психотерапии долгий, он у вас и будет долгим. Если же вы считаете, что даже с помощью работы с одним символ-образом, можно достичь больших результатов, то вероятность достижения этого резко повышается. Ваши знания - что означает символ-образ?, определяют результат. С моей точки зрения символ-образ является «цветком» на теле бессознательного. Или же лучше сказать - надземной частью растения. И работа с ним меняет «корни».
Если вы считаете, что цветок - это человек и его отношение к себе, то в вашей работе это будет так. Если вы считаете, что это цветок любви, то вы будете работать с любовью человека. То есть не всегда, но для разных людей один и тот же символ-образ будет означать разное. Поэтому я весьма скептически отношусь к жесткому фиксированию значения мотивов, которая принята в Символдраме. Понятно, что в-общем и целом, по основным параметрам Лейнер был прав. Но работая с конкретным пациентом нельзя быть рабом догм. И гибко реагировать на появившиеся у него образы, коррелируя их с анамнезом его болезни.
Если после работы пациента с символ-образом «Цветок» вы спросите: «Теперь с этим цветком все будет хорошо? (а в это время вы будете думать о том, что цветок – символ пациента) и человек ответит, что да, то для него этот ответ станет своеобразной клятвой: «Я сделал этот цветок лучше. А это значит, что теперь со мной все будет хорошо!»
Психоанимационная терапия очень гибкая. И ее можно использовать для решения практически любых проблем человека. И я частенько говорю, что если бы это зависело только от меня, то я ничем, кроме ПАТ не занимался бы. Мне приходится делать и Экспресс-реимпринтинг и разговор с частями Я. Но я все больше и больше убеждаюсь, что это связано просто с тем, что ПАТ еще не разработана так, чтобы лечить пациентов только с ее помощью. И я все время нарабатываю новые способы психоанимационной терапии.
Вот например последние из созданных мной. Если у человека есть поведенческие нарушения, то можно ему предложить: «Какие свойства характера, какие качества личности вам больше всего мешают? Найдите это на поляне». И затем работать с образами, которые появятся, как с символами этих свойств характера.
Невыносимую ситуацию, в которой человек оказался, можно представить в виде стихийного бедствия, какой-то экстремальной ситуации.
Если главной проблемой человека является лень, то надо предложить ему представить ее в виде животного. А затем сделать все, чтобы пациент приручил его и заставил работать на себя.