Глава седьмая, в которой я приведу примеры, подтверждающие теорию.
И здесь я хочу привести очень яркий пример эффективности сочетания гипнотического состояния и психоанимации.
Татьяна, Москва. Пришла ко мне с просьбой помочь ей справиться с влечением к алкоголю. Живет 8 лет во втором браке с любимым человеком. И первые годы их жизнь была – сплошной праздник, то есть они частенько, даже днем, выпивали вместе. Но потом он стал ограничивать это дело. А она, если они выпивали вместе, не могла остановиться, пока не допьет все, что есть в доме. Понятно, что и она и он обеспокоены этим. Поэтому и пришли ко мне на лечение.
И я сделал ей вводный сеанс, который по своей идее направлен только на привыкание пациента к сеансам и на установление контакта с бессознательным. И если я этого добиваюсь, то считаю, что цель сеанса достигнута. Но остается еще много свободного времени, и во второй половине сеанса я даю пациентам вводную цепочку психоанимации. И очень часто уже на первом сеансе происходит очень серьезная работа. Я считаю, что это связано и с тем, что я делаю психоанимацию в гипнозе. И с тем, что я создаю канал обмена информацией с бессознательным. И как только он устанавливается, через него сразу начинает выплескиваться очень серьезный материал. Посмотрите сами!
На поляне увидела себя восемнадцатилетнюю, одетую в сарафанчик. И увидела, что что-то темное на краю поляны хочет сделать ей плохо (в это время заплакала).
-Я хочу ее защитить! Я встаю между нею и этим темным… Теперь оно не может сделать ей зло…
-Но надо сделать так, чтобы это темное не смогло в будущем сделать этой девушке плохо.
–Да, надо набраться сил у камня, который находится недалеко от поляны…Это камень силы… Я иду к нему… Там около камня стоит женщина тридцатилетняя… Это тоже я… Я прошу у нее помощи…
Вдруг начинается ливень… Как бы силы природы борются с этим злом… Это не злой ливень. Такое ощущение, что боги…… не знаю, что они хотят… Я не ухожу, я рядом с камнем… сильный ветер… У меня руки поднимаются вверх… Я прошу силы у светлых сил… Молнии сверкают, но мне не страшно… Почему-то появился заяц… Он у моих ног – как собачка. Дождь затихает… появляется солнце…
- Где эта темная сила?
- Она еще не ушла, но отошла… она стала серой… Я могу видеть себя, вижу поляну… Я кланяюсь камню, сажаю зайца на плечо…
- Может быть, заяц обладает силой, которая защитит эту девушку?
-Да, я могу оставить его как стража…Темное становится как туман и уходит… И теперь здесь все будет хорошо!
-Где-то на этой поляне растет цветок, чем-то не похожий на другие. Поищите его!
-Да, я вижу цветок. Чем-то похож на…… Он небесно-голубого цвета… мне нравится на него смотреть… Мне хочется о нем заботиться…
- Как вы можете это сделать?
-Я буду приносить ему пить, есть… Он как бы олицетворяет… Когда он умрет, рядом вырастет другой… Мне его жалко!
- Но ведь это нормально, в природе обязательно должна быть смена
поколений. Вы только можете продлить ему жизнь, чтобы рядом с ним росли долгие годы его дети и внуки.
-(плачет) Жалко, что он так мало живет! Я могу взять его на небо…
-Но вы-то сейчас не на небе, а на земле.
- Не знаю… домой его взять нельзя…
-Подумайте.
-Не знаю…
- «Не знаю» – это пассивность, это детский лепет! Ищите нестандартные выходы.
-Ну, если у них такая короткая жизнь… они утром рождаются, вечером умирают. Я не могу продлить ему жизнь!
-Если человек считает, что он не может – он не может. А что вы можете сделать? Подумайте как следует. (надолго задумалась)…
-Ему чего-то не хватает…
-Чего?
-Может быть, ему одиноко… Он другой среди цветов на поляне.
-Где вы можете ему найти пару?
-В другом месте, где растут такие же цветы.
-Где?
-Почему-то рядом с домом, где ухоженная земля, цветники.
-Вы можете взять эти цветы и пересадить на поляну.
-Могу, но я не хочу их туда сажать… потому что этот цветок такой же, как те, что растут у дома… Они не злые, но они не хотят его пускать к себе. Мне их, что ли уговаривать?
-Не знаю.
-Хотя, если я его принесу…… мы просто пройдемся, посмотрим……. Наверное, я его не буду сажать в отдельную клумбу, я его посажу рядом с другим цветком. Как люди – когда они первый раз приходят на работу, они сначала присматриваются. Так и цветы… Цветок в современном мире, а девочка там…..
-Теперь вы все сделали для цветка?
-Он присматривается… Он какой-то другой становится…
-Какой?
-Он как-то изменяется… Он становится более богатым… респектабельным каким-то… Ну как человек, который до этого ничего не имел… Дай ему деньги, власть… Я не знаю хорошо это или плохо? Или это среда обитания…
-Что вы можете сделать, чтобы этот цветок не испортился?
-Ему надо искать достойную пару (вздохнула)… но его надо искать. (засмеялась). Почему-то цветок стал бродягой… Он надел плащ… взял с собой собаку… он стал самостоятельным и пошел. А на той клумбе осталось очень много его деток!
Вот такая большая работа была произведена мной всего только на одном сеансе! Ну и как вам это? Говорит это о эффективности сочетания гипнотического состояния с психоанимацией?
Я понимаю, что в первой части работы моя пациентка защищалась от чего-то плохого, что может ее поглотить (возможно это связано с ее неумеренным потреблением алкоголя). А вторая часть? Что она означает? Ее попытки социализации? Ее попытки освобождения от какой-то другой зависимости? И я сам пока не вполне понимаю всего, что здесь происходило? Но после 5 сеансов такого лечения у нее проблемы с неконтролируемостью употребления алкоголя исчезли!
Теперь я хочу привести пример психоанимационной работы, который показывает, что детские проблемы обязательно отражаются на психоанимационных образах.
Андрей, Москва. Пришел ко мне с жалобами, что когда его маленький ребенок плачет, его сковывает, он не знает, что делать, у него начинается паника или раздражение. Он в годовалом возрасте был усыновлен, но приемные родители относились к нему не так хорошо, как бы ему хотелось.
-Цветок растет где-то в лесу, погребенный под ветками… У него нет бутона… Я оставлю его здесь…
-Но ведь ему здесь плохо!
-Я выкопаю его и посажу на солнечной стороне поляны… он расцветает… надо напоить его… Недалеко есть пруд… вода в нем не очень чистая, как хотелось бы. Но для полива пойдет.
-Набрал воды в ведро… бегу к цветку… полил… пока ничего не происходит… руки в воде намочил…холодеют…Цветок виден наполовину - виден ствол, а бутона как бы нет…
-А что мешает Вам разглядеть?
-Не знаю…присел около цветка и увидел бутон… он раскрывается.. вокруг колючек немного… у него бордовый цвет… выкапывать его не хочется.
-Может быть, вы хотите еще что-то сделать для него? Может быть еще раз полить? Или может быть, вы удобрите почву?
-Да,я пойду к полю… там ферма… много коров.. женщина, видимо, доярка …Она мне предлагает молоко…Я попил… набрал в руку навоз… принес… положил у корней… потом пошел к пруду, взял небольшое ведро и полил…
-Как Вы думаете – теперь этому цветку здесь, на этой поляне, будет хорошо житься?
-Да!
Этот пример четко показывает, что до лечения проблемы Андрея с брошенностью (-Он растет где-то в лесу, погребенный под ветками… У него нет бутона… Я оставлю его здесь…) сохранились. И плач его ребенка, естественно, вызывал у него резонанс с непереработанными проблемами. Да и отношение к усыновившим его людям (-Я выкопаю его и посажу на солнечной стороне поляны… ) тоже оставалось непереработанным (Недалеко есть пруд… вода в нем не очень чистая, как хотелось бы). Но я надеюсь, что даже та небольшая работа, которую я с ним провел в психоанимации, ему помогла.
Артем, Чебоксары. Лечился у меня по поводу подростковых проблем. Он был не желанным ребенком у очень богатых родителей. И они совершенно не занимались им, а только откупались от него игрушками. Поэтому он очень плохо учился, хулиганил в школе, угонял машину отца и катался ночью по городу…
Я предложил ему представить себя на поляне. И он внезапно сказал:
- Я в аду, везде трупы и огонь. Я ничего не могу сделать, так как мои руки скованы цепью. Эта же цепь сковывает и других.
–Что ты можешь сделать?
–Ничего!
–Подумай! Ты можешь разбить эти цепи, расплавить их, выскользнуть из них.
–Я выбираю третье. Все, освободился!
–Что ты теперь хочешь сделать?
–Сбежать отсюда. Я бегу, но меня догоняют.
–Что ты можешь сделать?
-Бежать в два раза быстрее! Все, убежал! Я пришел к реке из крови, в ней плавают мертвецы, но не совсем. Лодка на реке, но в ней никого нет. Значит надо грести самому. Все, переплыл! Я стою на черной горе. Оказывается вся эта планета – ад!
–Что ты можешь сделать?
– Ничего!
– Но ведь если есть ад, то есть и рай. Если есть дьявол, то есть Бог. Если Бога нет, то не может быть и дьявола. Наверное тебе надо найти тот путь, по которому ты попал сюда?
–Меня сюда притащили, дороги нет.
–Может быть ты обратишься к Богу?
–Его здесь нет!
–Бог всеведущ и всемогущ! Если ты искренне обратишься к нему, то он тебе поможет.
–Вижу дорогу к свету!
–Значит Бог указал тебе дорогу, но решил, что ты должен сам пройти этот путь.
–Я вышел в мир живых!
Следующий сеанс:
-Я в абсолютно белом пространстве. Нет совершенно ничего.
–Жди, может быть через некоторое время появится что-нибудь: движение, цвет, звук…
-Да, сзади меня появился маленький дубок.
–Что ты можешь сделать для него?
– Полить его….Он начал расти. Вырос большой, крепкий дуб в три обхвата.
После лечения родители отправили его на два года на учебу в Австралию. И это вкупе с моим лечением помогло ему повзрослеть и перестать дурить.
А последующий пример показывает – как актуальное состояние влияет на образы, которые появляются при психоанимации.
Анастасия, Москва. Тревожность, появившаяся после того, как матери поставили диагноз рак крови.
Поляну увидела осеннюю, тусклое солнце, голая земля. Полежала на земле, отдохнула. Потом увидела себя 18-ти летнюю, которая прыгнула в воронку в земле. И тут же воронка закрылась. Она достала эту девушку, но та тут же превратилась в ребенка. Ребенок тоже безумно хочет соскользнуть в эту воронку – она такая гладкая. Она взяла его на руки и сильно прижала к себе. Отошла к опушке леса, где земля стабильна.
Существо – медведь. Попыталась его накормить, но он превратился в крокодила. Медведь говорит, что что-то с поляной происходит неладное, надо засыпать эти ямы. Я ей предложил попросить медведя помочь это сделать, затем перекопать землю, засеять семена, полить водой и дождаться, когда поляна зазеленеет. Медведь ничего не говорит и ничего не делает.. Тогда я попросил ее узнать – где вода, где взять семена? Воду увидела – это большая грязная лужа. Пытается засыпать ямы, но земля крошится и осыпается.
Я предложил ей использовать какую-либо технику. Через некоторое время появились бульдозер, машины с землей. Один большой овраг закопали. Но все равно все вокруг рушится. И напоследок увидела себя стоящей на скале - только она одна стабильна.
Все эти образы являются символами обрушения ее жизни из-за болезни матери. И ее неосознаваемого убеждения, что она ничего сделать с этим не может!
А сейчас я приведу пример того, как бессознательное использует ресурсы психики для выздоровления и освобождения от тяжких эмоций.
А это еще один пример того, как только одна вводная цепочкаспособна помочь пациенту.
Сергей, Подмосковье. Пришел ко мне с жалобами на комплекс неполноценности, страхи, инфантильность, тяжесть на душе. Некоторое время употреблял героин, но достаточно легко от этого избавился. Считает, что это связано с тем, что в детстве его все время «давил» старший брат.
-Цветок не нравится – цвет его не нравится…
-Что вы можете сделать, чтобы цветок понравился?
-Я его перекрашу….Все равно не нравится – это прыщ на ровном месте! Заноза в теле! Я хочу его вырвать с корнем. Вырвал! … Нашел ромашку… Она мне нравится….Но она чернеет! Ветки сохнут.
-Может быть вы что-то для этой ромашки сделаете?
-Да, я нашел колодец с живой водой….Полил и цветок расцвел!
Когда пришел на второй сеанс сказал, что это какое-то волшебство. У него впервые за несколько лет целую неделю было легко на душе. На втором сеансе я продолжил вводную цепочку и сделал ему «Существо из леса» и «Предмет, символизирующий проблемы». После второго сеанса он исчез (видимо, из-за проблем с деньгами). И вот недавно прислал мне письмо, в котором написал, что дела у него неплохо налаживаются, большая часть страхов прошла, познакомился с хорошей девушкой и они дружат. И что с людьми нормально стал общаться.
Понятно, что со своими пациентами я работаю не только в рамках ИПС. С помощью Машины времени (МВ) я выбиваю краеугольные камни из основания болезни. Это работа с историей жизни и ее изменение. А с помощью работы в НЛП-парадигме я работаю с квази-живыми существами (субличностями, частями психики, холодайнами). И вследствие этого прекращаю действие исполнительных механизмов болезни, которые до этого обеспечивали части Я, ответственные за проявление симптомов болезни. И параллельно с этой работой использую еще и ПАТ. Понятно, что эффективность работы из-за этого комбинирования резко увеличивается.
Например, я лечил Вику из Украины с сахарным диабетом. На первом сеансе я проводил 6-ти шаговый рефрейминг и «Реку вверх». Река была спокойная и ничего примечательного во время этого путешествия не было. На следующем сеансе я изменил ей шкалу ценностей и опасностей.И затем опять попросил ее увидеть реку.И она увидела, что по реке текут какие-то обломки, мелкие прибивает к берегу. Река стала течь очень быстро. И она сказала, что рядом с ней опасно находиться. Эти образы, безусловно. говорят, что работа по изменению шкал ценностей и опасностей привела к внутренним изменениям. Какие-то преграды, которые мешали течению реки (течению жизни) были сломаны при изменении шкалы ценностей. И это отразилось в образах.
Но, как я говорил выше, уже только одной работы с психоанимацией может быть достаточно для получения полноценного терапевтического результата. И это я покажу на примере работы с Аней, моей своеобразной «Анной О. Брейер».